Ознакомьтесь с Условиями пребывания на сайте Форнит Игнорирование означет безусловное согласие. СОГЛАСЕН
 
 
Если в статье оказались ошибки...
 

Что такое счастье

Относится к   «Про наш мир»

Что такое счастье

Существует огромное количество попыток определить счастье, несмотря на то, что само счастливое состояние распознается сразу.
Определения типа: "Счастье - это когда чувствуешь себя счастливым" не только тавтологичны, но и неверны даже в интуитивном понимании потому, что можно иметь общий, вполне оправданный настрой "я - счастливый, у меня все хорошо", но далеко не каждый момент испытывать восторженное состояние удовлетворенности.

Определение типа: "Счастье - состояние человека, которое соответствует: наибольшей внутренней удовлетворенности условиями своего бытия, полноте и осмысленности жизни, осуществлению своего человеческого назначения" хотя уже не использует тавтологии и есть попытка детализовано перечислить атрибуты счастья, опять же не учитывает другую крайность: человек может быть в полном провале жизни, когда нет ничего оптимистического, гнетут обстоятельства и проблемы, но вот, в какой-то момент он вдруг увидел солнце на небе, что-то перевернулось и он улыбнулся. В этот момент он счастлив. Определение это не учитывает, как и то, что если человек не сломлен, то как бы тяжело ему ни было, а внутри есть та искра, которая в какой-то момент наполнит его светом, пусть не надолго. Даже просто момент, когда боль вдруг отпускает, может восприниматься как счастливый.

Моментами счастья поделились в Искусство быть счастливым :)

Нужно ли специально стремиться к переживанию состояния счастья? К тому, чтобы научиться провоцировать его возникновение, создавать ситуации, вызывающие его, короче, как говориться в призыве одного из тренингов по счастью: "как привнести в нашу жизнь больше радостных и счастливых моментов"?
Так можно поставить вопрос вообще обо всех положительных переживаниях: нужно ли стремиться к тому, чтобы как можно чаще испытывать удовольствие от вкусной еды, от секса, от лести и комплиментов, от победы над кем-то или чем-то?
Нужно ли сделать самоцелью получение самих этих переживаний?
Если да, то есть немало способов напрямую получать все эти переживания в чистом виде: наркотики, стимуляция мозга в определенных его зонах "рая" или искусственное насыщение себя всем, что вызывает эти состояния. К чему это приведет? В первую очередь к истощению. Крысы, нажимающие на педаль, которая посылала им в зону "рая" стимулирующие импульсы, делали это до смерти в течение нескольких часов. Если прервать занятие, то возникнет "маятник чувств": по сравнению с пережитым все воспринимается тускло или даже как негативные переживания. Сделать постоянным ощущения счастья не удается никому и никаким образом, кроме как доведя себя до смерти. "Люди, - писал Вольтер, - ищут счастья, как пьяный - свой дом, не могут найти, но знают, что оно есть".
Может быть, можно придумать некую гармонию того, что вызывает счастье? Не будучи постоянным, а радуя достаточно часто? Такую схему жизни с некоторыми не зависящими от обстоятельств искусственными поставщиками ощущения счастья?
Опять-таки, можно было бы нажимать время от времени на педаль "рая", которая срабатывает не чаще раза в день. Такая мастурбация счастьем не вызывает внутреннего протеста? Даже если и нет, то это быстро станет обыденной привычкой и нисколько не защитит от депрессии. Не в этом счастье :)

Вообще обычно, при попытке представить, что нужно для счастья, возникает идиллическая картина реализации текущих основных близких и долгосрочных желаний.
Активный вариант: был бы практически неограниченный счет в банке, классная внешность, привлекающая противоположный пол, отменное здоровье и способности, не оставляющие никого равнодушными и т.п.
Пассивный вариант: встретить по-настоящему любящего человека (не так важно, чтобы и самому любить), во всех отношениях надежного и прекрасного, и чтобы за ним быть как за каменной стеной.
Живые воплощения первого варианта есть в этом мире и их не мало. Ощущают ли они себя настолько счастливыми, как это представляется? Чаще всего с этим у них далеко не так просто: они не пребывают в нирване постоянного ощущения счастья, а учитывая пропорционально и большее число проблем, часто, наоборот, находятся в довольно таки стрессовом (и даже депрессивном) состоянии.
Американский психотерапевт Джесси О'Нейл считает, что крупное состояние жутким образом влияет на эмоции его владельца, а обычным людям следовало бы относиться к богатым с такой же жалостью, с которой они относятся к нищим.
Слова О'Нейл не расходятся с делами: в штате Висконсин она учредила проект Affluenza, который за 10-15 тысяч долларов в день дает богатеям консультации о том, как им справиться со своими миллионами.

Тогда какое у них самих представление о том, что им нужно для счастья? Ни один из них даже за неимоверные деньги не сможет сделать научного открытия, сотворить нечто гениально-нетленное... Они ничем в этом не отличаются от остальных людей.

В исследовании ( http://www.lenta.ru/news/2006/02/14/happy/ ) какие категории людей более счастливы оказалось: законопослушные и верующие. Почему? Вот предварительный ответ.
Законопослушные и верующие полностью отдаются во власть уже существующего (неважно, реально или только на словах, главное - вера в это), авторитетно заявившего о решении главных проблем жизни. Остается только старательно выполнять необходимые условия, чтобы приобщиться к бесспорно обещанному счастью. Не нужно самому быть за что-то ответственным, искать верные пути. Все уже найдено, нужно лишь следовать указанному.
Это этиологичиски напрямую питается авторитетом матери, которая дает все необходимое, защищает, берет на себя все проблемы. Следованию этому заложено в основаниях периода доверчивого обучения, который имеет задачу передать навыки опытных членов социума неопытным. Но в случае веры такая пассивная подчиненность предполагает замену собственных возможностей приспособления к окружающей среде чужими, авторитарно передаваемыми рецептами. Фактически на этом прекращается развитие личности в наиболее важных ее проявлениях, происходит обезличивание в той степени, в какой личный опыт и ценности подменяется навязанными.
Любая культура, конечно, в какой-то степени обезличивает, лишает самобытности и гибкости. Но это - неизбежная плата за взаимопонимание в социуме. И, конечно, есть определенный оптимум, допустимый уровень такого обезличивания, превышение которого грозит лишением общества достаточной возможности адаптации к изменяющимся условиям и прогрессу. В обществе всегда находятся люди, значительно отличающиеся от других, неудовлетворенные существующим и ищущие другие формы бытия. Эти люди всегда являются прямыми врагами любой авторитарной системы, любой веры. Но без них общество не способно прогрессивно развиваться.

Далее приводятся некоторые фрагменты из фундаментальной книги, где дается всесторонний обзор исследований природы счастья, отражающий современное состояние дел в этой научной области. Привлекая исследования из области социологии, физиологии, экономики и психологии, Майкл Аргайл выясняет природу положительных и отрицательных эмоций (На мой взгляд, следует признать, что, как и у многих других психологов, с понятием эмоций у автора большие проблемы. Попросту он далек от понимания механизмов и даже физиологической роли эмоций. Об этом рекомендуется подробнее посмотреть в разделе Эмоции. Однако при этом его выводы остаются верными потому, что основаны на мощном эмпирическом базисе. Стоит лишь быть более внимательным там, где делается попытка теоретической интерпретации этого базиса.). Саму книгу можно прочитать: Психология счастья (2мб) или скачать в архиве Argyle.zip (600кб).
Центральная часть настоящей книги посвящена существенным, на мой взгляд, источникам счастья - социальным взаимоотношениям, работе и досугу. Сегодня нам известно, что такие виды отношений, как романтическая любовь, брак и дружба, - главные причины положительных эмоций и счастья, а также и прочих аспектов благополучия, например психического и физического здоровья. Эту роль они играют потому, что дают человеку социальную поддержку, проявляющуюся в форме практической помощи, эмоционального подкрепления и совместного проведения времени за приятными занятиями. Между счастьем и общительностью существует тесная взаимосвязь.
...Социальные отношения очень сильно влияют на ощущение счастья и другие аспекты благополучия. Не исключено, что они - единственный важнейший источник счастья.
...
Приносят ли счастье деньги? Это очень важный вопрос, но ответить на него непросто, поскольку имеющиеся данные противоречивы. Многие люди, равно как и правительственные органы, своими действиями демонстрируют убежденность в истинности этого тезиса. Между тем рост доходов не оказывает существенного влияния на удовлетворенность жизнью; для некоторых людей выигрыш в лотерее имеет негативные последствия, а богатые нисколько не счастливее тех, чьи доходы не превышают средний уровень. Менее всего счастлив тот, кто наиболее озабочен денежными вопросами. Наименее счастливы очень бедные люди; в богатых странах, где, согласно опросам, уровень счастья выше, чем в бедных, весьма значимы также принадлежность к определенному социальному классу и образование, причем оба этих фактора играют в некоторых странах более весомую роль, чем в других.
...
Исследования свидетельствуют: если речь идет о плохо обеспеченных людях или жителях бедных стран, то деньги действительно определяют ощущение счастья. Но во всех остальных случаях их влияние невелико, ведь люди тратят деньги на все более мощные или роскошные автомобили, дома, путешествия и т. д., что слабо сказывается на их субъективном благополучии. Однако это не всегда именно так: деньги можно потратить на занятия, которые делают человека по-настоящему счастливым.
Экспериментальные исследования также показывают, что средние показатели счастья в богатых и бедных странах отличаются друг от друга весьма существенно. Вероятно, в первых населению предоставляются лучшие условия образования, здравоохранения, досуга, безопасности и др. Однако до сих пор ученые не смогли понять, почему же огромные исторические подвижки в среднем уровне дохода не вызвали повышения степени удовлетворенности или счастья. Вероятно, данный факт обусловлен ростом притязаний: если раньше люди мечтали о собственном велосипеде, то сейчас им уже нужно два автомобиля. Различия в уровне счастья наблюдаются также между разными по доходам слоями населения в рамках отдельных стран, и особенно заметны таковые там, где сильно социальное неравенство. Вызвано это не только тем, что богатые люди тратят больше денег, - сама работа удовлетворяет их больше, досуг у них интереснее и разнообразнее, а социальные взаимоотношения прочнее.
Когда человек становится богатым внезапно (например, если кому-то случается выиграть в лотерею), неожиданно полученная сумма денег может быть столь велика, что вносит разлад в жизнь этого человека. Люди в такой ситуации уходят с работы, переезжают жить на новое место, вступают в новые социальные связи, вынуждены привыкать к другому образу жизни. Они расстаются с прежними привычками и старыми друзьями и одновременно встречают отторжение со стороны новой группы.
...
Делает ли людей счастливее религия? Да, но не в такой мере, как членство в спортивном клубе или женитьба. У религиозных людей особые аспекты благополучия. Церковные службы (подобно музыке) вызывают сильные позитивные переживания; у верующих отмечается чувство стабильного благоденствия, они не так боятся смерти, справляются с серьезными стрессами и дольше живут. Все это связано отчасти с мощной социальной поддержкой, которая существует в таких сообществах.
...
В целом влияние религиозности на ощущение счастья умеренно; оно более значительно среди пожилых людей и адептов церковных сообществ, придерживающихся строжайших правил предписанного церковью поведения. Религиозный опыт в основном сказывается на экзистенциальном благополучии. Наиболее же мощно воздействует такой фактор, как сила веры, чувство близости к Богу. Играет свою роль и участие в церковных службах, а также твердость убеждений.
... Религиозный опыт положительно влияет на субъективное благополучие, особенно - экзистенциальное. Воздействует он и на ощущение счастья в целом, состояние психического и физического здоровья (причем на последнее более сильно). Это происходит во многом потому, что оказывается мощная социальная поддержка со стороны религиозного сообщества, предоставляющего эмоциональную и практическую помощь. Твердость убеждений, "экзистенциальная уверенность" - другой аспект, сказывающийся не только на вере в жизнь после смерти, но и наделяющий человека ощущением смысла жизни и цели существования. Отношение к Богу, рождающееся во время молитвы и в религиозных переживаниях, становится для верующего мощной поддержкой.
...
В главе 13 мы обратимся к вопросу о том, как можно повысить уровень счастья. Это происходит в лабораторных условиях с помощью экспериментов по созданию настроения, а также в реальной жизни - благодаря увеличению частоты позитивных событий, например физических упражнений. Терапия счастья заключается в увеличении числа названных событий, а также в когнитивной терапии и тренировке социальных навыков. Основанные на этом методики применялись по отношению как к пациентам в состоянии депрессии, так и к обыкновенным людям. Мы также коснемся воздействия прозака и других наркотиков на переживание счастья. Однако наш вывод состоит в том, что изменение образа жизни - это и есть наилучший способ стать счастливым.
...
По общему признанию, некоторые из выводов являются довольно очевидными - например, тот факт, что безработица или развод делают человека несчастным. Вместе с тем без экспериментальных исследований этих вопросов остаются неизвестными подробности: скажем, каких именно людей эти потрясения повергают в несчастье, а каких - нет, ведь на самом деле одни счастливее других. Существуют, однако, и другие данные, которые менее очевидны для большинства из нас. Например:
  • Деньги в целом не приносят счастья.
  • Выигрыш в лотерее делает людей менее счастливыми.
  • В определенном смысле счастье является врожденным.
  • Счастливые люди живут дольше.
  • Дольше живут и те, кто ходит в церковь.
  • Наличие детей не влияет в целом на ощущение счастья (все зависит от стадии жизненного цикла семьи).
  • Пожилые люди счастливее молодых.
  • Просмотр "мыльных опер" оказывает на людей благотворное воздействие (несмотря на доказательства того, что телезрители при этом активны лишь часть времени).
    ...
    Некоторые люди полагают, что знают о счастье все и в дополнительных исследованиях нет необходимости. Есть, например, верующие, которые считают, что секрет жизни находится в их священной книге. Мусульмане, рассуждая подобным образом, убеждены, что психологические исследования бесполезны, ибо все уже написано в Коране. Если бы все обстояло именно так, верующие оказались бы счастливее прочих. Но, как мы увидим ниже, не меньшее значение имеют и другие факторы.
    Еще одну группу представляют собой авторы книг типа "Помоги себе сам", продолжающие традицию работы "Сила позитивного мышления" Норманна Винсента Пила (The Power of Positivite Thinking, Peale, 1953). Существует множество книг под общим названием "Как стать счастливым". Однако в них нисколько не учтены упомянутые выше исследовательские направления. Они основаны на вдохновляющем здравом смысле. В них читателям советуют самоутвердиться, жить в согласии с собой и мыслить позитивно, иногда включают некоторые религиозные моменты: например, любить людей и прощать их. Одними из последних по времени примерами книг подобного рода являются "Счастье сегодня" Холдена (Happiness Now, Holden, 1998) и "Эмоциональная уверенность" Линденфельда (Emotional Confidence, Lin-denfeld, 1997). Такие книги убеждают в том, что их содержание соответствует действительности или что их прочтение полезно. Мы уже видели: здравый смысл - неважный помощник в этом. Подчас кажущееся очевидным на деле предстает неверным, а множество проблем и по сей день остаются неразрешенными. Главный компонент названного подхода - позитивное мышление - на самом деле является составной частью счастья. Только вот утверждения о том, что его можно достичь простым усилием воли, весьма сомнительны. Указанные книги, помимо прочего, полны странных, бездоказательных утверждений, например: "Вы истинно счастливы каждую минуту Вашей жизни; единственная Ваша проблема в том, что Вы не всегда это сознаете" или "Мощным лекарством является беззаветное стремление к счастью" (Holden, 1998, р. 160, 70). Вероятно, ошибкой было бы считать такие заявления обоснованными с эмпирической точки зрения. Они имеют целью изменить читательское восприятие жизни. Однако в этом случае невозможно решить, какая из многочисленных книг типа "Помоги себе сам" полезнее или лучше.
    ...
    Как мы уже увидели, люди, по-видимому, прекрасно понимают, что значит счастье. Они имеют довольно четкое представление о его связи с позитивными эмоциями и удовлетворенностью жизнью.
    ...счастье имеет 3 основных компонента: удовлетворенность, положительные и отрицательные эмоции.
    ... счастье чаще всего определяют как ощущение радости... Радость - его эмоциональная сторона, а удовлетворенность - когнитивная.
    ... Есть ли в мозге центры удовольствия? Ученые установили (Olds, 1958), что если в определенную часть мозга крысы введен электрод, она нажимает на рычаг до тысячи раз в час, повторяя движения беспрерывно в течение весьма продолжительного времени. Можно предположить, что стимуляция этой области оказалась для животного значительным вознаграждением. Данный эксперимент положил начало развитию целой исследовательской сферы.
    ... Экспериментальная самостимуляция - ненасытное стремление животного или человека совершать действия, приводящие к электрическому раздражению - например, с помощью вживленных электродов, нервных структур, находящихся в гипоталамусе и среднем мозге.
    ... Все наркотики (за исключением лекарственных препаратов), получившие широкое распространение, приносят удовольствие или предотвращают боль, потому и употребляются людьми. Однако когда дело касается наркотиков, которыми злоупотребляют, они превращаются в пагубное пристрастие; тогда человек начинает вести криминальный образ жизни, постоянно отыскивая необходимые для приобретения наркотиков денежные средства.
    ... Шварц и Штрак выдвинули предположение о том, что иногда при вынесении суждения относительно общей удовлетворенности люди исходят из своего преобладающего эмоционального состояния, - такой путь проще, чем оценка каждой сферы в отдельности.
    ... Процесс адаптации - традиционный объект изучения в психологии. Если человека попросят оценить вес нескольких предметов, масса которых находится в пределах 2-6 унций, 1 фунт покажется ему "тяжелым". Однако если бы он взвешивал предметы весом в 3-6 фунтов, 1 фунт показался бы ему "легким"1. Мы привыкаем к определенному набору стимулов. Применительно к определению меры удовлетворенности подобное означает, что наступает привыкание к конкретному уровню источников удовлетворенности, и мы считаем его нормальным.
    ... Давно известно, что индивиды, страдающие депрессией, усматривают причины плохих происшествий в самих себе: они винят себя, причина - в них, и все дурное случится снова. Не удалось пока установить, какое влияние сильнее: или же такой стиль "приписывания" вызывает депрессию, или же все обстоит совершенно наоборот. Однако Финчем и Брэдбери (РтсЬат & ВгайЬигу, 1993) установили, что наличие сходных атрибуций, касающихся поведения супругов, позволяет предсказать успех брака. Если вина за неблагоприятное положение возлагается на недостатки другого, это показатель неуспешного супружества. К страдающим депрессией пациентам применяется терапия, основанная на теории атрибуций: их убеждают не винить себя в тех событиях, которые происходят не так, как им хотелось бы. Нами были получены данные, что для счастливых людей не характерно такое самобичевание; напротив, они считают по-другому: хорошие события в жизни происходят благодаря усилиям самого человека.
    ...
    Близкие друзья - это особый источник счастья. Как установил Вайс (Уе155, 1973), чтобы избежать одиночества, людям необходимы тесные взаимоотношения хотя бы с одним человеком и целая сеть социальных взаимосвязей. Формирование близких отношений предполагает максимальное раскрытие личности, без чего люди все равно будут одиноки. Уилер и соавторы (УЪее1ег еС а1., 1983) обнаружили, что ряд студентов, у которых было много друзей и которые проводили с ними массу времени, чувствовали себя одинокими, поскольку общение строилось вокруг совершенно обезличенных тем (скажем, о спорте и поп-музыке) и не затрагивало вопросов, по-настоящему заботивших молодых людей.
    ... Для ощущения счастья значимо и существование дружеской компании. Социальная сеть подобного рода формирует группу, членом которой ощущает себя человек, - важную для сохранения индивидуальности и самооценки, оказывающую помощь и социальную поддержку.
    ... Исследователи показали, что социальная поддержка необходима в виде реальной помощи, доступности человека, к которому данный индивид не безразличен, и компании товарищей, а не как откровенное обсуждение проблем. Росс и Миров-ски ( Кобз & Мкошзку, 1989) установили, что это уменьшает депрессию, а вот доверительный разговор о проблемах лишь усугубляет положение, поскольку в этом случае проблемы только обсуждаются, но не решаются. Помощь и реальное разрешение проблем усиливают ощущение контроля над событиями. Последнее также объясняет, почему замужние, а также богатые и образованные женщины реже страдают от депрессии. Вместе с тем ниже будут указаны исследования, согласно которым открытость в общении благотворно влияет на здоровье, а эмоциональная поддержка полезна для сохранения брака.
    Подобное преимущество социальной поддержки, сказывающееся благотворно на психическом здоровье, проистекает из предотвращения одиночества - распространенного источника депрессии.
    ... Повсюду установлена явная корреляция между ощущаемым нездоровьем, чувством одиночества и отсутствием принадлежности к группе.
    ... Аргайл и Фернхем изучили источники удовлетворения, которое дают различные социальные отношения, и выделили три фактора: инструментальную помощь, эмоциональную поддержку и дружеское общение. Самое большое удовлетворение по первым двум позициям предоставляют супруги, а вот по товарищескому общению они ненамного впереди друзей. Отношения с коллегами по работе и соседями считаются незначительными способами получить удовлетворение. Три фактора объясняют, почему социальные отношения делают людей счастливыми.
    ... Значимость тех или иных взаимоотношений неодинакова на разных этапах жизни. Для маленьких детей важнее всего отношения с родителями, потом преимущество на стороне дружеских, а затем на первый план выходят любовь и брак. На следующем этапе жизни друзья вновь оказываются важны.
    ...
    Является ли счастье самоцелью?
    ... Считается, что нельзя искать счастье намеренно: оно должно прийти само, как "побочный продукт" других поступков. Тем не менее его пытаются обрести страдающие депрессией, его же желают своим пациентам и сотрудники клиник для психически больных, причем порой им удается помочь своим подопечным, и ни у кого это не встречает возражений. Нормальные, не страдающие психическими нарушениями люди тоже находятся в постоянных поисках счастья, даже если истинных его источников они не знают, поэтому прилагаемые усилия оказываются не слишком эффективными.



    Имея в виду приведенные в книге статистически достоверные данные, попробуем сделать обобщение в контексте представлений о механизмах организации психических явлений.

    Итак, ни у кого не возникает сомнения в идентификации состояния счастья. Человек сразу распознает это состояние.
    Правда, иногда говорят нечто вроде: "он даже не понимает как он сейчас счастлив" или "он только теперь понял, как же был счастлив еще недавно". Но оценка счастья здесь невольно дается с личной субъективной точки зрения для текущих условий. Одно и то же состояние может быть расценено совершенно по-разному различными наблюдающими его людьми.
    Речь идет о том самоощущении, которое в данный момент воспринимается как "счастливое" состояние. Любая позитивная оценка значимости чего-либо в той или иной степени отвечает понятию "счастливое", но может быть выражена от едва уловимой радости до предельно яркого восторга. Обычно счастьем называет достаточно долгое пребывание в состоянии достаточно ярко выраженной позитивной оценки происходящего. На самом деле здесь нет определенной границы и критерия, дающего возможность сделать точное определение счастливого состояния. Потому, что вообще все позитивные оценки в их общем выражении являются следствием возбуждения центра "рая", а все отрицательные оценки - центра "ада" - как самых базовых эмоциональных реакций системы значимости личности, обеспечивающей способность к адаптивному поведению (подробнее см. в Мотивация ).
    Непосредственная стимуляция центра "рая" приведет к немедленному и безусловному состоянию полного, безраздельного и предельно яркого счастья. Без каких-либо оговорок и натяжек. Это состояние будет настолько желанным, что ничто более в этом мире не способно сравниться с ним и ничто более не будет так нужно как непрерывное продление этого состояния. Если бы каким-то образом в ходе мутаций у вида появилась возможность такой самопроизвольной стимуляции, то на этом развитие не только вида, но существование его отдельных особей немедленно бы прекратилось: они умерли бы от истощения, стимулируя себя.
    По самому назначению и функциональности центра "рая" нет ничего, что может превысить желательность его отклика. Он и предназначен для того, что окрашивать все воспринимаемое и происходящее в какой-то силы отклик этого центра, чтобы придать позитивную оценку воспринимаемому и впоследствии стремиться к нему в этой степени. В отличие от центра "ада", предназначенного для окраски в нежелательные тона и последующего избегания этого. Именно таким вот личным отношением и определяется мотивация поведения.
    Основным ядром данной статьи является утверждение, что любые оттенки состояния "счастья" и "несчастья" во-первых, функционально равноценны и одинаково необходимы для формирования личности в ее способности к личному адаптивному поведению и, во-вторых, сами по себе, в отрыве от конкретных ситуаций, которые эти состояния оценивают, не имеют смысла (не имеют значения для данной личности).
    Все остальное в статье является в той или иной степени иллюстраций к данному утверждению и приводится для сопоставлений с данным утверждением, показывающим в этом контексте суть механизма реализации адаптивного поведения с помощью личных позитивных и негативных оценок всего с этой личностью происходящего. Эти оценки, таким образом, задают смысл всему происходящему, значимость, которая не отделима от прогнозов возможностей. Эти прогнозы, окрашенные или в желаемое или в избегаемое и дают варианты выбора в различных знакомых уже условиях и ситуациях. Конкретный же вариант уточняется конкретным состоянием этих условий когда наступает момент необходимости реагирования (появляется внешний стимул, значение которого со всей очевидностью говорит о необходимости немедленного реагирования).
    Все, кто желает убедиться в справедливости и обоснованности данных утверждений, получают возможность это сделать с помощью последовательного обобщения представлений о механизмах психических явлений в материалах О системной нейрофизиологии.
    Итак, то, что имеет большое позитивное значение, в своей реализации приносит соответствующую своей значимости окраску ощущения "счастья". Соотвественно, смысл (значимость) всей жизни в ее текущей оценке личностью, зависит от всей совокупности составляющих позитивную значимость и реально возможных в достижении желательных состояний (см. О смысле жизни).

    Из http://proverbes.slavmebel.ru/articles/happy.htm :
    Во французском языке слово "bonheur" буквально обозначает "хорошее время", "добрый час". Оно передает чувство, которое можно испытывать от самых обыденных вещей: от хорошей еды, вкусного кофе, солнечного дня, не говоря уже о чем-то более значительном. Н. Бердяев в своей книге "Самопознание" утверждал: "Французы по сравнению с нами, русскими, умеют наслаждаться жизнью, извлекать из нее максимум приятного, получать удовольствие от вкушения и блюд интеллектуальных, и блюд материальных".

    Самобытность личности, ее колорит, ее отличие от других, заключается в индивидуальности оценок системы значимости и их проявлений в поведении личности. Пока есть такие оценки, пока они окрашивают происходящее, личность существует. Когда они тускнеют, становятся неопределенными, невыраженными, теряют "яркость", личность настолько же исчезает. Потому, что именно эти оценки и их проявления и составляют основу личности. Другими словами, пока мир окрашен ярко, рельефно и не оставляет нас равнодушными, мы не теряем свою индивидуальность, свою личность. И при этом окраска не может быть только позитивной. В равной степени она в норме (оптимум функции адаптивного поведения) позитивное и негативное равнозначны и отличаются лишь тем в своем предназначении, что к позитивному мы стремимся, а негативного избегаем. Стоит искусственно лишить себя возможности негативных оценок, и мы тем самым сделаем из себя инвалидов.
    Яркость восприятия мира в умении хорошо определять, что в той или иной ситуации является желанным, а что следует избегать (далеко не всегда осознаваемо) только и обеспечивает гармонию жизненного опыта, или гармонию личности. Это то, к чему и следует стремиться, совершенно естественно познавая мир в тех его проявлениях, которые касаются специфики жизни данной личности (а не впрок, в запас некого самосовершенствования). При этом, однако, важно впрок нарабатывать вообще опыт такого эффективного познания мира (то, что называется формированием мировоззрения).
    Являясь в большей части развития своей психики существом социальным, человек придает наибольшую значимость тому, что влияет на социальные отношения и, соответственно, достижения позитивных результатов в этом может сопровождаться наибольшим ощущением счастья. Начиная с раннего возраста эта социальность воспитывается и проявляется буквально во всем и является необходимым обеспечением вообще человеческого состояния и ощущения счастья (см. о последствиях ограничения социальных контактов в Блаженные).

    До какого же возраста можно сохранять яркую индивидуальность оценки происходящего? Некую гармонию отношения к миру, не растворяться в безразличии? Не терять вкус к жизни во всех ее проявлениях, воспринимая их как есть и наслаждаясь этим? Формируя общее отношение к жизни и своему месту в ней как счастливому?
    Вот письмо, опубликованное в http://www.aif.ru/online/aif/1342/10_01 :
    В возрасте за семьдесят покорила меня любовь. До того жил, как большинство людей. Работал, растил детей, ухаживал за больной женой 10 лет, и, верю, она на небесах не сердится на моё теперешнее счастье. Жена умерла, я остался один. Дети у нас прекрасные, но ведь взрослые уже, у них своя жизнь. А я пожилой, но живой. И как-то взял зимним вечером да и пошёл на дискотеку для пожилых завода ОЦМ. Меня приглашали танцевать, я приглашал… И вдруг увидел Её! Она была опрятно-приятная и на десять лет моложе. Не говоря ни слова, мы закружились в вальсе. С того вечера мы не расстаёмся, прожили вместе пять лет. Нам всюду хорошо. Как же я радовался, когда в первый же поход на речку моя Аннушка поймала 7 рыбок! Наша любовь не нуждается в рекламе. Но я хочу посоветовать другим людям - ищите свою любовь. Пусть вам много лет - но разве менее счастливы убелённые сединами люди, держащиеся за руку? Я абсолютно счастлив на восьмом десятке, чего и вам желаю.

    Теперь рассмотрим несколько статистически достоверных выводов, для того чтобы интерпретировать их с точки зрения сделанных утверждений:
  • Деньги в целом не приносят счастья.
    Появление денег само по себе является сильным источником позитивной оценки, но уже самые ближайшие последствия этого, неожиданно возникшие проблемы, непривычные для жизненного опыта, порождают множество стрессовых ситуаций, и отсутствие достаточного опыта - к провалам и соответствующей отрицательной оценке.
  • Выигрыш в лотерее делает людей менее счастливыми.
    По той же причине, указанной выше, в результате возникает множество неудачных использований этих денег или других проблем.
  • В определенном смысле счастье является врожденным.
    Это впечатление возникает из-за действительно существующего различия в индивидуальной предопределенности некоторых качеств личности, которые в социуме могут значительно способствовать успеху и позитивной оценке этого успеха.
  • Счастливые люди живут дольше. Дольше живут и те, кто ходит в церковь.
    Раньше говорилось уже о двух самых общих категориях людей: те, кто полностью полагается на закон и веру и постоянно не удовлетворенных существующим. Первые находятся в тепличных условиях авторитарной формы социума, вторые постоянно испытывают стрессы и риски, связанные с нахождением нового, которые быстрее изнашивают организм. Но это далеко не так однозначно (см. Угасание человеческих качеств).
  • Пожилые люди счастливее молодых.
    В норме накопление жизненного опыта направлено на выработку удачных поведенческих реакций на множеству встречающихся условий и ситуаций. То, что в молодом возрасте вызывает неудачи в результате неумения, и с ними отрицательную оценку, с опытом решается достаточно приемлемо, вызывая позитивную оценку.
  • Один из компонентов счастья - удовлетворенность.
    Удовлетворенность - является всего лишь общим эмоциональным контекстом поведения, который не следовало бы принципиально отделять от других эмоций как нечто самостоятельное. Поэтому этот компонент счастья представляется выделенным неоправданно.

    Краткие выводы.
    Основным утверждением данной статьи является то, что любые оттенки состояния "счастья" и "несчастья" во-первых, функционально равноценны и одинаково необходимы для формирования личности в ее способности к личному адаптивному поведению и, во-вторых, сами по себе, в отрыве от конкретных ситуаций, которые эти состояния оценивают, не имеют смысла (не имеют значения для данной личности).
    Естественный вывод в результате понимания того, что именно и как вызывает "счастливые" состояния (кавычки подчеркивают субъективность оценки): стремиться нужно не к достижению одного из конкретных проявлений этих состояний, а жить так, чтобы максимум этих состояний свидетельствовал о верности методов, средств и целей в формировании максимально адекватного жизненного опыта. Совершенно необходимым условием этого является социально направленная активность.

    Вот выбор: состояние удовлетворенности, которое ассоциируется с бытовым представлением о счастье, особенно в моменты его острого переживания, означает отсутствие мотивации для изменения ситуации, для творчества (не требует усилия воли для изменения уже хорошо усвоенного), означает застой в благополучии, благостную лень. А вот состояние неудовлетворенности существующим - источник творческого нахождения новых вариантов.

    Дополнительно:
  • Что нужно для счастья




  • Обсуждение Сообщений: 19. Последнее - 16.03.2015г. 10:18:55


    Последнее редактирование: 2018-04-19

    Оценить статью >> пока еще нет оценок, ваша может стать первой :)

    Об авторе: Статьи на сайте Форнит активно защищаются от безусловной веры в их истинность, и авторитетность автора не должна оказывать влияния на понимание сути. Если читатель затрудняется сам с определением корректности приводимых доводов, то у него есть возможность задать вопросы в обсуждении или в теме на форуме. Про авторство статей >>.

    Тест: А не зомбируют ли меня?     Тест: Определение веса ненаучности

    В предметном указателе: Алгоритмы распознавания | Гносеология | Головной мозг | Голографический принцип | Интеллектуальные механизмы | Истина | Критерии истины | Мозг | Наука | Нейрофизиологические механизмы... | Безусловная вера | божестевенный акт творения | Виртуальные шаблоны понятий | Непознаваемое | О мистике, ее сути и свойствах | Поиск смысла жизни | Сказочные мечты | Сознание - телевизионный прием... | Сущность мистики | Счастливый Переход
    Последняя из новостей: Трилогия: Основы фундаментальной теории сознания.

    Обнаружен организм с крупнейшим геномом
    Новокаледонский вид вилочного папоротника Tmesipteris oblanceolata, произрастающий в Новой Каледонии, имеет геном размером 160,45 гигапары, что более чем в 50 раз превышает размер генома человека.
    Тематическая статья: Тема осмысления

    Рецензия: Рецензия на статью

    Топик ТК: Системные исследования механизмов адаптивности
     посетителейзаходов
    сегодня:00
    вчера:00
    Всего:2982335051

    Авторские права сайта Fornit